Особое, параллельное время, в котором существует киберпространство, сегодня переживает свое средневековье. По крайней мере, в России. С одной стороны, компьютерные игры развивают. С другой, как известно, калечат. Шума по поводу негативного влияния игр на психику человека очень и очень много. География несчастий, причиненных «стрелялками», очень обширна и включает в себя как США с Китаем, так и города Томск и Кстово Нижегородской области. Сколько именно детей пострадало от компьютерных игр, точно не знает никто. Как и не знает, спринимать ли многочисленные игры-боевики за страшное зло, либо, приобретая их для своих чад, искать в них плюсы. В действительности проблема компьютерных игр куда глубже, чем она кажется на первый взгляд. Что это побочный продукт компьютерной индустрии, недостойный внимания серьезных пользователей? Наркотик, одурманивающий неокрепшее сознание современной молодежи? Полноценное достояние человеческой культуры? В одной только Москве компьютерных клубов около 500, а посещают их центры более 100 тысяч человек в день. За час погружения в виртуальный мир они платят от 20 до 50 рублей.
Детские психологи давно бьют в набат из-за отрицательного влияния на психическое развитие ребенка игр, несущих агрессивную информацию. Особенно вредно играть на приставке перед сном. Это приводит к возбуждению, и дети долго не могут заснуть, затем, когда им это удается, ворочаются в постели и видят страшные сны. После такой ночи ребенок, естественно, уже не в состоянии «переваривать» школьную программу, у него снижается работоспособность. Кстати, исследования доказывают, что дети, подолгу играющие на приставке или работающие на компьютере, вырастают зависимыми, не умеющими общаться со сверстниками и людьми старшего поколения. А самое страшное, что процент самоубийств в этой категории детей значительно выше, чем в среде обычных ребят.
Посетив любой из компьютерных клубов, вы увидите примерно следующую картину: душное помещение, толпа подростков, на входе взрослые мужики вышибалами глядят. Со всех сторон слышатся восклицания: «Давай его! Мочи! Ну и комп!» рев и нечеловеческие вопли жертв юных охотников. Оторвешь такого охотника от экрана, а у него взгляд совершенно потухший. Как тут не испугаться! Но взрослые мужики, присматривающие за порядком в компьютерных центрах, зачастую отставные офицеры, обычно ко всем этим «войнушкам» относятся спокойно: лучше пусть воюют, стреляют, дерутся так, чем в реальности. Пусть сжигают агрессию за экраном.
Интересно, что есть и психологи, которые настроены еще радикальнее. Вот мнение одного из ведущих российских специалистов по психологии компьютерных игр Игоря Бурлакова:
«Как правило, любая культура постулирует существование двух миров: видимого и невидимого. Лезть в невидимый мир опасно–можно сойти с ума. Наверное, это и есть главная причина осторожного отношения к компьютерным играм. В особенности к наиболее продвинутым по части погружения в виртуальную реальность. «Потусторонность» типичная черта «стрелялок». В узком, чисто психоаналитическом смысле можно говорить о вторжении бессознательного в сознание посредством компьютера. Но в более широком смысле «стрелялки» это вполне нравственное занятие. Бесспорно, язык компьютерных игр совершенно новое средство общения. Создают эти игры весьма квалифицированные специалисты, люди высокой культуры. В конечном счете образование и развитие складываются из общения с интересными людьми, что и происходит во время игры. И, может быть, новый язык культуры язык компьютерных игр окажется успешнее?».
…Молодой Вертер вызвал эпидемию самоубийств. Майн-Рид побеги гимназистов в Америку. В кого превратят нынешние герои компьютерной эры жестокие и неуязвимые наших детей? Кстати, вот такой список наиболее опасных компьютерных игр недавно появился в интернете:
1) Duke Nukem 3D;
2) Tenchu 2. Brith of the Stealth Assassins как только эта игра вышла в Японии, детишки стали друг друга резать;
3) Grand Theft Auto 3;
4) Fallout 2 (ну просто жесточайшая игра! прим. ред.).
С проблемой опасного влияния компьютерных игр на неокрепшее сознание юных людей сталкиваются не только в России. Сайт Ananova сообщает о неприятном случае такого рода, происшедшем в Румынии несколько лет назад. 14-летний подросток Михель Савин попал в больницу с диагнозом «полное моральное и физическое истощение». Перед тем как очутиться в больнице, Савин провел в компьютерном клубе девять суток подряд, большую часть этого времени играя в Counter-Strike. По словам матери подростка Магды Савин, парнишка стал настоящим игроманом, просиживая в компьютерном клубе днями и ночами. Из-за своего пагубного пристрастия Михель Савин начал прогуливать школу и даже таскать из дома разные вещи, чтобы, продав их, выручить деньги на интернет и игры. Кроме того, подросток перестал мыться и похудел более чем на 8 кг. Магда Савин также сообщила газете National, что она выступает за то, чтобы запретить подросткам посещать компьютерные клубы после 22:00.
В Казахстане компания «Комкон-2 Евразия» провела опрос населения, озадачившись тем, насколько вредны для юных умов компьютерные игры. Весьма интересно, что представители молодежи (16-29 лет) уверенно заявили о негативном влиянии компьютерных игр на человеческую психику (53,7%). Хотя самая высокая доля респондентов считает, что никакого вреда от компьютерных игр нет. В целом в ответах можно проследить следующую тенденцию: чем выше возраст человека, тем критичнее он относится к компьютерным играм. Несмотря на практически единогласное осуждение компьютерных игр, только каждый пятый выступает за повсеместное закрытие «рассадников зла».