Месяцами до потери пульса сидеть за игрой, засыпать на клавиатуре под замечательный саундтрек, осторожно обходить запертые двери и закрытые книги, боясь обнаружить за ними выход в другой мир… До такого может довести только фантастическая сага Myst. Кому-то давным-давно пришла в голову простая мысль: можно написать книгу, да не простую, а волшебную, прикоснувшись к которой, попадешь в ее мир. Это и легло в основу игры.
Myst целая вселенная, созданная братьями Миллер и компанией Cyan на обломках цивилизации подземного города Д`нни. За свою 13-летнюю историю эта игра взрастила целое поколение маньяков-«мистоманов». Первая часть Myst была невзрачной адвенчурой с закрученным сюжетом и сумасшедшими головоломками. По крайней мере, если кто-то удосужится раскопать архивы и поиграть в легендарного прародителя квестов, то удивится: «и это тот самый Myst?». Да, начало легенды было не самым удачным…
Книги миров
Myst это остров, на котором живет мудрый Атрус и его семья, последние представители народа Д`нни. К слову, данный народец обитал под землей и занимался созданием книг волшебных миров. По необъяснимой причине таинственный народ исчез с лица земли, выжили лишь Атрус и его семья.
Но обо всем этом вы узнаете не сразу. В первой игре вы попадаете на легендарный остров Myst все, что осталось от могущественной цивилизации Д`нни. Повсюду обрывки записок, дневников и ни одной живой души. Это жутковатое местечко с огромными полузатопленными шестеренками, кораблем без капитана, ракетой, которая никуда не полетит. Зачем все это собрано на одном маленьком острове? Только вчитываясь в уцелевшие книги, начинаешь понимать, что каждое сооружение на острове ведет в другие миры. А «жители» этого острова братья Сиррус и Ахенар сами заперты в книгах, и чтобы просто понять то, что они говорят, нужно добавить выдранные листки. По ходу игры вы узнаете, что Сиррус и Ахенар не единственные пленники, здесь томится еще и их отец Атрус.
Кто их всех заточил, кому из этой сомнительной троицы верить? Myst подсказок не дает. Кстати, игра по тем временам была сверхтехнологичной. Счастливчики, у которых еще 14 лет назад был личный компьютер, сутками бродили по мирам, собирая части одной большой головоломки, а потом клялись на клавиатуре, что лучше Myst игр не было, нет и не будет!
Следующая игра Riven, одна из лучших частей Myst. Не знаю, что вас больше впечатлит потрясающее видео, изумительные пейзажи, потрясающие звуковые эффекты или хрупкая вселенная, спрятанная в книге. Правда, чтобы пройти эту игру, нужно поднапрячь извилины свои и соседа впридачу. К примеру, зачем по всему лесному острову разбросаны шары с символами? А вот поди ж ты, это часть подсказки: трогаешь шарик и слышишь крик животного; а символ, изображенный на шарике, это порядковый номер зверушки. Зная все номера животных, вы откроете дверь в мир Мойети. И таких головоломок десятки, сотни!
Если в первой части Myst нужно было, не поддаваясь посулам коварных братьев, спасти Атруса, то в Riven придется освободить его жену Катарину и победить злобного старика Гена, попутно решая многочисленные ребусы.
Спустя три года разработчики выпустили новую версию игры realMyst, где остров погружен в туман, в лесу порхают бабочки, мелодично журчит вода, а когда заходит солнце, на небесах сверкают звезды. Даже сегодня, когда вышла последняя часть саги, «мистоманы» возвращаются в старый добрый realMyst, чтобы насладиться всем этим великолепием…
Myst III: Exile. Разработчики не экономили: музыку исполнил настоящий симфонический оркестр, а озвучивать Сааведро пригласили Брэда Дуриффа, известного по фильму «Полет над гнездом кукушки». В отличие от Riven, здесь очень широкий обзор с курсором в центре экрана, а если посмотрите на солнце, оно вас ослепит. И весь этот мир живет своей собственной жизнью. Кстати, как думаете, зачем после того, как вы с таким трудом выбрались из Riven, вас снова позвали? Да так, поболтать с Атрусом. Но пока вы беседовали, в дом пробрался безумный Сааведро, поджег лабораторию и украл книгу мира, написанную Атрусом. Что ж, теперь вам придется ее вернуть. Но прежде чем вы доберетесь до Сааведро, придется пройти через пять миров. Что меня в
этой игре поражает, так это то, что здесь нет «плохих» и «хороших». И хотя Сааведро может устроить парочку печальных финалов, он не злодей, а только жертва обстоятельств, он просто хочет вернуться домой.
Четвертый Myst не может похвастаться ничем, кроме еще более сложных и замороченных загадок, первоклассного саундтрека от Питера Габриэла, красивого видео, реалистично вписанного в игру, и выверенного до мелочей интерфейса. Можно ли было создать нечто лучшее, чем Riven? Как выяснилось, можно. В помощь вам повзрослевшая дочка Атруса Иеша, «фотоприемник» и трехуровневая система подсказок. Причем подсказки только демонстрируют, с какой стороны нужно распутывать сюжетный клубок, а остальное вам придется делать самим. Искать на неведомых тропинках следы невиданных зверей, подбирать частоту тока на самодельном трансформаторе, решать, кому из двух братьев довериться Сиррусу или Ахенару… Из таких-то действий и складывался игровой процесс захватывающий настолько, что оторваться было невозможно вплоть до полного прохождения.
На этом бы и закончить, но… создатель Myst, Рэнд Миллер, отметился еще одним проектом Uru, основанным на мифологии Д`нни, но отличающимся непродуманным интерфейсом и довольно нудным игровым процессом. Различные интересные возможности вроде выбора прически игрока не компенсировали глюков и бессмысленного бега трусцой из одной точки пространства в другую. Получилось плохо.
А потом случилось ЭТО. Вышла последняя часть сериала Myst: End of Ages. Увы, на фоне сестриц она выглядит просто уродливо. Перекочевавшие из Uru постоянные перемещения туда-сюда, ужасная трехмерная картинка и, наконец, примитивные головоломки поставили крест на попытках продолжить сериал.
Но легенды живут вечно. Никто и ничто не помешает нам снова и снова поиграть в предыдущие версии Myst и получить от этого ни с чем не сравнимое удовольствие.