«Играя, учись!» знаменитый лозунг, которому следуют самые талантливые преподаватели. Почему же не может быть наоборот? Разве игры не обучают? Если родители, преподаватели или начальство стыдят вас пристрастием к компьютерным игрушкам, смело отвечайте им: «я не впадаю в детство, я развиваюсь!».
Для чего нужны компьютерные игры? Как минимум для некоторых из нас именно с игрушек начинается знакомство с компьютером. Поэтому отбросим всякие «развивалки», которые учат детей правильно составлять слова и складывать числа. И так понятно, что это полезные, милые и безобидные обучающие игры. Благодаря ним малыши учатся концентрировать внимание, выстраивать логические цепи, просчитывать действия на несколько шагов вперед, да и вообще думать самостоятельно и без подсказок. Каждый уважающий себя родитель должен приобрести несколько дисков с такими играми и менять их по мере взросления ребенка.
Но сегодня речь пойдет не о развивающих играх, а о том, что творят с нами Quake, Civilization, Need for Speed и тому подобные игры, в которые играешь, сознательно убивая время. Так ли они бесполезны и вредны?
На наш взгляд меньше, чем вы можете себе представить. Даже обычная аркада, при условии, что ребенок играет в нее не более двух часов в день, развивает логическое мышление. Австралийские ученые однажды посадили своих детей за компьютерные игры, и оказалось, что после этого успеваемость чад повысилась, причем прогресс наметился как в точных дисциплинах (математика), так и гуманитарных (чтения и грамматика). Как результат: теперь австралийцы вводят компьютерные игры специальным предметом в школьную программу. Может, и нашим школам стоит взять в пример?
Идем дальше. В чем же польза авиа-, авто- и мотосимуляторов?
Вряд ли вам пригодятся навыки виртуального управления самолетом или вертолетом. Но вот в летных школах эти игры главный элемент обучения, правда, управление заставляют осуществлять не при помощи клавиатуры и мыши, но симулятор все равно выполняет свою главную роль тренирует внимание и реакцию. По такому же принципу действуют и виртуальные бои. Вы не держите руль, не переключаете рычаги на панели, не наносите удары, но мозг реагирует на происходящее почти так же, как и на реальную ситуацию. Вот любопытный эксперимент ученые сравнили мозговую активность опытного игрока в Virtual Fighter и профессионального спортсмена. Хоть у одного бицепсы от тренировок налились сталью, а другой довольно неподвижный человек, уровень мозговой активности во время игры у обоих оказался одинаковым. Иными словами, игры стимулируют внимание.
Если вам никак не даются география и история, ищите спасения в компьютерных играх. Говорят, что нет плохих учеников, есть лишь плохие учителя. Не беда: если вам не повезло с преподавателем, то лучшим учителем станет игра. А одна из лучших игр, которая сможет помочь подтянуться по истории, Civilization. В ней не так-то много научно-исторических фактов, но зато она помогает находить причины и следствия исторических событий, понимать ход истории так, как понимали его жители разных эпох.
Идем дальше. Наберите в Яндексе «компьютерные игры развивают…», и поисковик выдаст продолжение: «агрессию». Об агрессивности компьютерных игр говорят и психотерапевты, и педагоги, и все, кому не лень. Они немного ошибаются только в 10 лет игра может спровоцировать жестокость, людям постарше «стрелялки», напротив, помогают выплеснуть агрессию в безобидной форме. Игра может быть не только пропагандой, но и профилактикой жестокости зависит от того, как ее использовать. Когда преподаватели, родители или коллеги на вас бочку катят, когда хамят на улице прохожие, весь мир оборачивается против тебя, не отвечайте ему жестокостью, лучше пойдите домой и от души расстреляйте всех монстров и злодеев в Quake или Doom. Наутро от стресса и моральной усталости не останется и следа. Правда, нужно еще и мышцы подкачать, чтобы при случае дать отпор негодяям в реальной жизни мало ли что…
Но и это еще не все
Игры вроде Call of Duty, Tom Clancy’s Rainbow Six или Project IGI не просто развивают командный дух и скорость реакции, они помогают принимать правильные решения в критической ситуации. Привычка следить за всеми деталями сразу, не упуская из вида главное, молниеносно реагировать на действия настоящих, а не вымышленных врагов вряд ли вы научитесь этому в обычной жизни. Один из довольно повзрослевших поклонников Call of Duty на форуме описал свой далеко не игровой опыт: как-то раз ему пришлось повстречаться в подъезде с киллером, причем тот одарил его пулей в бок. Игровая ситуация: «стрелок замешкался, ты без оружия и ранен». Геймер не растерялся и принял единственно правильное решение: мигом выскочил из подъезда, зная, что стрелок на бегу не сможет попасть в него во второй раз. Игроман признался, что если бы не многократно отточенные виртуальные приемы, которые он видел в игре, не бывать ему среди живых. И хоть считается, что компьютерные игры развивают только ту часть мозга, которая отвечает за движение и восприятие, иногда они могут спасть жизнь. Так что такие игры стоит включить в школьную программу на уроках ОБЖ. Так, на всякий случай.
Nintendo и PlayStation и вовсе должны стать тренажером для хирургов, которые занимаются лапароскопией. Для тех, кто не знает, лапароскопия это особая бесшовная операция, когда хирург производит все действия внутри пациента с помощью крошечной камеры и маленького скальпеля, управляя ими с помощью джойстика. Оказалось, что хирурги, которые играют, к примеру, на PlayStation, делают намного меньше ошибок, чем их «серьезные» коллеги, и операцию проводят намного быстрее. Вот уж где можно потренироваться с джойстиком так это на игровой приставке. Словом, пока одни ученые готовят крестовый поход против игр, другие уже давно нашли им практическое применение.
В полезности логических игр вряд ли кто-то будет сомневаться: они развивают внимание, тренируют память, стимулируют мышление. Знаете, почему секретари так любят lines и Tetris? Эти простенькие игрушки не просто отвлекают от офисных дел. Пока вы собираете цветные шарики в ряды или плотными слоями укладываете падающие фигурки, ваш мозг учится структурировать информацию, объединять, раскладывать по полочкам. А потом натренированный на Lines секретарь соберет и разложит документы с такой же легкостью, как и шарики на игровом поле. Под Lines и думается легче. Есть, правда, одно «но» логические игры убивают время: сядешь в понедельник поработать, загрузишь те же lines, и вдруг как-то неожиданно наступает пятница. Правда, дело здесь не в игрушке, а в самом игроке, которого пора лечить от игровой зависимости.
Игра может быть еще и лекарством от страха. Боитесь ли вы высоты, темноты, пауков или змей, посмотрите своему страху в лицо. Скажем, встретиться с тарантулом или гадюкой наяву слишком опасно, но зато в компьютерной игре проще простого. С каждым разом встречать своего «врага» в игре становится все проще, и страх отступает. К примеру, психологи лечат больных арахнофобией (боязнь пауков) с помощью игры Half-Life. Сотни пауков наступают отовсюду, игрок вынужден отстреливаться от них. Как выяснилось, состояние больных после игры пошло на поправку, они уже не так боялись шестилапых чудищ. Психотерапевтам стоит взять на заметку.
Каждый раз, когда заканчиваешь очередной сумасшедший квест, голову посещает мысль: «ну вот, еще одна неделя моей жизни бездарно потрачена». Ничего подобного! Они делают нас умнее. Игры вроде Myst целиком состоят из головоломок, каждая из которых требует своего типа мышления. Задачи на дедукцию и индукцию, на логику, динамику, на знание физики и музыки, на ориентирование и умение разбираться в механизмах способны изрядно повысить Ваш IQ. Мозг учится думать каждый раз по-разному. А в результате вы даже простые повседневные задачи начнете решать оригинальным способом. Глядишь и начальство заметит и оценит.
Но главная польза компьютерных игр, конечно же, в том, что они помогают собрать компанию приятелей. Ничто так не объединяет друзей, как хороший командный бой в той же Call of Duty или совместно распитые литры кофе в попытках пройти очередной квест. Что бы ни говорили «доброжелатели», а игры все-таки делают нашу жизнь, да и нас самих, намного интереснее. И в этом их главный смысл.